SunlineSCADA от «Санлайн» — диспетчеризация ЦОД

Задачи центра обработки данных

Основная задача ЦОД – эффективная обработка и хранение больших объемов информации в режиме 24/7.

Серверное оборудование ЦОД располагается в серверных стойках, которые, для обеспечения наиболее эффективного охлаждения, организованы в холодные и горячие коридоры, размещенные в машинных залах.

Задача инженерных систем ЦОД – обеспечить наиболее благоприятные для работы серверного оборудования условия в машинных залах:

  1. Поддерживать оптимальные параметры температуры и влажности
  2. Бесперебойно снабжать электроэнергией серверные стойки и системы жизнеобеспечения ЦОД
  3. Уменьшить вероятность аварий и снизить ущерб в случае их возникновения

Для решения этой задачи обычно применяют SCADA системы которые призваны непрерывно контролировать работу оборудования, что повышает эффективность работы ЦОД и снижает затраты на его функционирование и обслуживание.

SunlineSCADA от «Санлайн» — решение задач ЦОД

  1. Сбор, обработка и отображение данных от всех датчиков и устройств в виде мнемосхем и графиков позволяет контролировать параметры работы систем ЦОД в понятном и удобном интерфейсе.
  2. Обеспечение слаженной работы всех устройств и систем позволяет поддерживать требуемые параметры в автоматическом режиме с минимальными затратами энергии.
  3. Мониторинг состояния всех систем и оборудования сводится в центральный диспетчерский пункт (ЦДП), что позволяет контролировать работу ЦОД без физического обхода помещений и устройств.
  4. При выходе оборудования из строя или отклонении от заданных параметров генерируются аварийные сообщения, происходит автоматическое оповещение диспетчера и обслуживающего персонала.

Для решения этих задач в системе
SunlineSCADA присутствуют следующие возможности:

  1. Электронная база документов на все оборудование ЦОД с привязкой к расположению на плане и возможностью генерации QR-кодов.
  2. Сохранение всех параметров работы системы и действий диспетчера в базе данных с возможностью вывода необходимых данных за любой период времени.
  3. Анализ параметров мониторинга и прогнозирование возникновения аварийных ситуаций.
  4. Возможность создания сценариев работы с активацией по календарю (планировщик).
  5. Формирование отчетов заданной формы с использованием всех доступных данных.
  6. Поддержка сервисных служб – учет моторесурсов, встроенные графики плановых ТО, формирование заказ-нарядов на выполнение работ.
  7. Взаимодействие с другими информационными системами (SQL, CSV, в реальном времени, либо периодически).

Мониторинг всех систем из центрального диспетчерского пункта

В ЦДП сосредоточено управление системой мониторинга, предполагается круглосуточное дежурство диспетчера, который будут получать информацию о состоянии оборудования и реагировать при возникновении аварий.

Благодаря использованию наглядных мнемосхем, диспетчер легко определит место возникновения предаварийной или аварийной ситуации, а также сможет локализовать причину ее возникновения.

Кроссплатформенность

Взаимодействие диспетчера с инженерными системами и устройствами в системе SunlineSCADA осуществляется посредством web-страниц, которые адаптированы под любое разрешение монитора, мобильного телефона и планшетного компьютера. Благодаря такому решению, работа с «SunlineSCADA» может производится в любой операционной системе – Windows, Linux, Android, iOs.

Журнал событий

Журнал отображает все события в системе в хронологическом порядке — аварийные события, предупреждения, изменение параметров и режимов работы оборудования, действия пользователей. Удобные сортировки и поиск позволяют выводить события определенного типа либо только по заданному устройству.

Модуль оповещения и рассылок

Система позволяет использовать для уведомлений и рассылок все доступные средства коммуникации.

Гибкая настройка списков рассылок и типов уведомлений позволяет выбрать удобный канал отправки уведомления для различных заинтересованных лиц:

  • Главного инженера
  • Инженеров электрика и сантехника
  • Сотрудников ремонтной бригады
  • Головной офис и т.д.

База контактных данных сотрудников объекта хранится на странице списка сотрудников и доступна через меню.

Сервисное обслуживание

В модуль планировщика вносятся интервалы технического обслуживание каждой системы. При наступлении времени планового ТО планировщик создает задачу (заказ-наряд) с чек-листом необходимых действий, инструкциями и документами для обслуживающего персонала.

Задача на обслуживание системы или устройства может создаваться несколькими способами:

  1. Через заданный интервал времени по планировщику, автоматически (раз в месяц, раз в полгода и т.п.).
  2. Через заданное количество отработанных моточасов (значение интервала обслуживания задается один раз для одного устройства или системы, после чего задача каждый раз создается автоматически).
  3. Вручную со страницы устройства диспетчером.

Для каждого устройства доступна история проведенных сервисных обслуживаний с датой и проведенными работами, отчет по проведенному обслуживанию всегда может быть отправлен на печать в заданной форме.

Документация и инструкции

В базе данных SunlineSCADA собраны и структурированы документы по всем системам, устройствам, контроллерам и щитам объекта. Удобная структура и навигацией позволяет легко найти нужную информацию.

Электронная база документов на ВСЕ оборудование ЦОД с привязкой к расположению на плане и возможностью поддержки QR-кодов, которые могут быть наклеены непосредственно на оборудование и считываться мобильным телефоном для быстрого доступа к странице устройства.

Со страницы устройства доступны ссылки на все прилагающиеся к нему документы – схемы автоматизации, паспорт, инструкции по обслуживанию и устранению неисправностей.

Интерактивный план-экспликация объекта

План объекта с номерами помещений и расположением оборудования поможет пользователю легко ориентироваться и переключаться между нужными страницами – вызвать мнемосхему или страницу оборудования можно найдя его на плане объекта, либо перейти на план объекта с указанным местом расположения со страницы устройства.

Используя колесо «мышки» можно увеличивать и уменьшать масштаб плана. При нажатии на название помещения в экспликации, оно подсвечивается и увеличивается на плане комплекса, при наведении «мышкой» на помещение на плане, появляется его номер и название.

Инвентаризация оборудования, размещенного в серверных стойках

Информационно-справочный модуль в системе SunlineSCADA позволяет получить полную информацию о содержимом каждой серверной стойки. При нажатии на плане машинного зала на определенную стойку отображаются следующие данные:

  • номер стойки
  • место положения (номер машинного зала, коридора)
  • оборудование, находящееся в стойке
  • состояние двери (при наличии датчика)
  • параметры температуры/влажности с датчика внутри стойки (при наличии датчика)
  • параметры электроснабжения (с возможностью вывести отчет о расходе электроэнергии за период)
  • журнал событий по данной стойке – отключения электроснабжения, отклонения от заданных пределов температуры и влажности, открытие двери, внесенные диспетчером изменения в состав оборудования и т.п.

Мониторинг климата

Для наиболее эффективного мониторинга в серверных помещениях устанавливается множество датчиков температуры/влажности — в холодных и горячих коридорах, в общем помещении машзала, внутри серверных стоек. Вся оперативная информация о температуре в каждой точке машзала выводится на видеостену в режиме реального времени в виде схемы зала с нанесенными на нее датчиками.

При достижении пороговых значений система мониторинга генерирует предупреждение или аварию в зависимости от степени отклонения от нормы.

Диспетчеризация электроснабжения

В режиме реального времени диспетчеру доступны данные о наличии и качестве электроснабжения на всех этапах:

  • Ввод в здание
  • ГРЩ
  • ДГУ
  • ИБП
  • Шинопроводы
  • Серверные стойки

Холодоснабжение

Система диспетчеризации холодоснабжения контролирует в режиме реального времени состояние и параметры работы следующего оборудования, обеспечивающего охлаждение воздуха в машинных залах :

  • чиллеры
  • насосные группы контуров холодоснабжения
  • насосы подпитки
  • датчики температуры и давления холодоносителя

Построение графиков и отчетов

Модуль хранения и обработки данных позволяет выводить подробные графики и отчеты за любой период времени с использованием всей доступной системе информации – параметров работы устройств инженерных систем, показаний датчиков, действий диспетчера и т.п.

Отчеты и графики можно выводить как по одному устройству, так и комбинируя различные устройства и параметры среды. Например, посмотреть зависимость расхода электроэнергии от изменения уличной температуры в течении суток.

Интерфейс страниц инженерных систем

Устройства отображаются на странице в виде плитки или таблицы:

Информация о параметрах работы устройств может выводится в виде текста, либо в виде анимированных мнемосхем:

Вентустановки, имеющие статус «Авария» заметно выделяются красным цветом, таким образом оператор сразу обратит на них внимание.

Страница масштабируется для отображения как на широкоформатном мониторе, так и на экране смартфона или планшетного ПК.